Педагогами детского дома созданы и продолжают совершенствоваться условия для решения задач социально-личностного развития детей:
-
профилактики аддиктивного поведения подростков;
-
формирования здорового образа жизни;
-
нравственно-трудового воспитания;
- организации досуговой деятельности.
Цели воспитательного процесса детского дома:
-
социальная адаптация и реабилитация воспитанников, развитие и формирование личности ребёнка, его духовной культуры;
-
воспитание активной жизненной позици детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи детского дома:
-
создание благоприятных условий, приближённых к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников;
-
обеспечение социальной защиты, психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
-
обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
-
охрана прав и интересов воспитанников;
-
активное включение воспитанников в жизнедеятельность детского дома (обеспечение постоянной занятости воспитанников учебной, трудовой, развивающе – игровой и т.п. деятельностью), социума;
-
формирование положительных установок на себя и других (сотрудничество, сопереживание, соучастие);
-
обеспечение оптимально-необходимого уровня самостоятельности, активной деятельности, самоорганизации воспитанников;
-
коррекция отклонений в поведении, в межличностных отношениях;
-
восстановление утраченных социальных связей ребенка;
-
обучение здоровью (формирование положительного отношения к своему физическому и психическому здоровью)
Профилактика аддиктивного поведения
В детском доме создана система работы по профилактике аддиктивного поведения подростков, цель которой – пропаганда ценности здорового образа жизни.
Профилактика аддиктивного поведения призвана действенно помочь подростку, корректировать его эмоциональные отклонения, предотвратить деградацию личности.
Главное – научить ребят общаться без употребления алкоголя, наркотиков и сигарет.
Нравственно-трудовое воспитание
Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие воспитанников в общественно полезном,производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент воспитания выступает как весьма существенная педагогическая система.
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития.
Значение труда в развитии личности общепризнанно. Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека. Деятельность воспитателя является важным условием развития психики в процессе труда. Во всех видах труда формируется такое важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту.
Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями у подростка формируется мировоззрение. Работа в коллективе развивает социолизацию личности. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Труд – важнейший фактор, влияющий на развитие личности ребенка.
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.
Образ жизни вообще – это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.
Здоровый образ жизни – это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.
К положительно влияющим на здоровье человека факторам относятся:
- соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми,
к отрицательным - курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.
Формирование здорового образа жизни включает в себя четыре составляющих:
-
Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения,знаний о рациональном питании.
-
Второе важное направление формирования здорового образа жизни - «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. -
Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
От степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. -
Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Борьба с гиподинамией нами ведется всеми доступными способами, включая утреннюю гимнастику, спортивные соревнования по разным видам спорта, спортивные развлечения, эстафеты, пешие прогулки, занятия в бассейне и тренажерных залах.
Организация досуговой деятельности
Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени ребенка.
Досуг обусловлен стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами мероприятий, которые оказали бы позитивное влияние на его индивидуальность, препятствовали бы развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.
Досуговое мероприятие - определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей.
Цель досугового мероприятия направлена на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного опыта организации досуга, через познание, просвещение, общение.